Кафедра транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета не один год готовит инженеров, способных эффективно решать актуальные проблемы транспортной отрасли. В преддверии защиты выпускных квалификационных работ мы поговорили с магистрантами второго курса о том, почему они выбрали такие темы для исследования, какие задачи перед собой ставили и как результаты могут помочь развитию российского транспорта.
Ксения Комарова в своей ВКР предлагает усовершенствовать существующую систему пассажирских перевозок.
«Для этого нужно внедрить в работу ночных автобусов систему обслуживания пассажиров не по расписанию, а по требованию, с помощью интеллектуальных транспортных систем», – рассказывает Ксения.
Магистрантка считает, что такую систему можно организовать на уже разработанных маршрутах. Вызывать автобусы предлагается с помощью специального мобильного приложения. В качестве примера выпускница разработала такое приложение для ночных автобусов в Санкт-Петербурге.
По словам Ксении, система обслуживания по требованию очень нужна городу. В ночное время, когда метро закрыто, такие автобусы – единственный доступный вид общественного транспорта. Использование интеллектуальной системы повысит эффективность их работы.
Система будет полезна и для пассажиров, и для перевозчика: за счёт использования мобильного приложения время ожидания автобуса сокращается, кроме того, в приложении доступно и наглядно собрана вся информация об автобусах и их местонахождении, которая обновляется в режиме реального времени. Перевозчик, в свою очередь, сможет сократить количество рейсов (т. е. не ездить «вхолостую») и за счёт этого уменьшит затраты на перевозки.
«Кроме того, перевозчик выигрывает ещё и оттого, что пассажиропоток на маршрутах ночных автобусов увеличится», – добавляет Ксения.
Научный руководитель Ксении Комаровой, к. т. н. Ольга Попова уверена, что выпускница удачно обобщила и систематизировала подходы к различным областям применения «умных» систем и оптимизации маршрутной сети ночных автобусов, учла проблемы транспортного обслуживания в позднее время суток, и разработанный в исследовании алгоритм может быть внедрён на любом предприятии, осуществляющем перевозки пассажиров.
ВКР Сергея Мельникова: карта Петрозаводска с выделенными проблемными участками
Сергей Мельников посвятил своё исследование повышению эффективности улично-дорожной сети российских городов на примере Петрозаводска.
За функционирование такой сети отвечает целый комплекс показателей. Важным параметром здесь является пропускная способность, так как российская транспортная сеть сегодня работает в режиме перегрузки. На данный момент точного представления о том, как именно можно оптимизировать ситуацию, нет. Этот вопрос заинтересовал автора работы.
«В ходе исследования я выявил основные глобальные проблемы сети и для каждой из них сформировал конкретные решения», – объяснил Сергей. После этого магистрант разработал транспортную математическую модель города и на её основе опробовал все полученные решения, оценив их техническую и экономическую целесообразность. Результатом анализа стал ранжированный список этих решений, среди которых – система скоростных ограничений, разделение транспортных потоков в пространстве, строительство новых улиц-дублёров, ограничение движения грузового транспорта, сужение полос и спрямление автомобильных дорог.
По мнению выпускника, принципиальным было использовать именно транспортное моделирование, поскольку это самый точный инструмент для оценки решений по развитию транспортной системы.
Практическая польза исследования очевидна: с помощью созданной модели можно выбрать те мероприятия, которые принесут ощутимый эффект при наименьших денежных затратах.
Заведующий кафедрой транспортных систем, д. э. н. Александр Солодкий, осуществлявший научное руководство ВКР Сергея Мельникова, считает, что особую актуальность работа приобретёт в условиях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который направлен именно на повышение эффективности улично-дорожной сети: «Для этой цели из федерального и регионального бюджетов выделяются значительные финансовые ресурсы, поэтому очень важно выбирать мероприятия, обеспечивающие наибольшую эффективность расходования этих средств».
Александр Солодкий добавил, что результаты исследования могут использоваться при разработке комплексных транспортных схем городов и программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.