Транспортные проблемы актуальны для большинства российских регионов, а по мере роста населения и автомобилизации крупных городов они становятся всё острее. Выпускники кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в своих выпускных квалификационных работах стремятся внести вклад в решение этих проблем.
Магистрант Никита Лейкуцис, обучающийся по направлению подготовки «Технология транспортных процессов», посвятил работу оценке качества обслуживания пассажиров в транспортно-пересадочных узлах (ТПУ). Научный руководитель студента – профессор кафедры транспортных систем, доктор экономических наук Андрей Горев.
«Сейчас в России, к сожалению, нет методики для оценки уровня обслуживания пассажиров в ТПУ, поэтому я взялся разработать её в своей ВКР. Выпускную квалификационную работу в бакалавриате я посвятил разработке ТПУ "Лахта", а в магистратуре занимаюсь более обширным вопросом – оценкой качества обслуживания. Методика основана на обратной связи, полученной от пассажиров», – рассказывает Никита.
- Работа студента – первый опыт по разработке подобной методики в России, поэтому Никита изучал зарубежные практики.
В рамках ВКР магистрант занимался интегрированием зарубежного опыта и отечественных исследований. Он нашёл работу, в которой были выявлены ключевые потребности пассажиров, пользующихся общественным транспортом. Никита разработал модель, применяя которую можно контролировать уровень качества обслуживания пассажиров на транспортно-пересадочных узлах. При разработке методики использовалась брюссельская Pyramid of Customers Needs («Пирамида клиентских потребностей», построенная по образцу известной в психологии пирамиды потребностей Маслоу). Пирамида позволяет определить и ранжировать по степени значимости наиболее важные для пассажиров показатели при пересадочном процессе (время, скорость, безопасность пассажиров в ТПУ, работа расписания, общий эмоциональный эффект и т. д.).
Студент не только выполнил основную задачу работы – создал уникальную модель, но и разработал мероприятия, необходимые для повышения качества обслуживания. Ключевое из них – внедрение транспортной проездной карты для поездок не только на городском общественном транспорте, но и на электричках. Она позволит пассажирам существенно сэкономить время в ходе пересадки.
«В Европе такая система существует: в том же Брюсселе, например, есть карта MOBIB, выполняющая подобные функции. Я сам ею пользовался и могу сказать, что это очень удобно», – добавляет магистрант.
В рамках мероприятий, разработанных для повышения качества обслуживания, Никита также создал имитационную модель Ладожского вокзала в программе «Any Logic», которая наглядно показывает, как изменяется время пересадки пассажиров при использовании данной карты. Оно стало соответствовать нормативным требованиям (СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
«Я, конечно же, хочу, чтобы результаты моей работы были применены на практике. Надеюсь, моя ВКР поможет решить вопрос оценки, управления и повышения качества обслуживания пассажиров», – отметил Никита.
«Тема, выбранная для своей работы Никитой Лейкуцисом, очень актуальна, поскольку в крупных городах остро стоит вопрос об интеграции различных видов общественного транспорта. Никита детально проанализировал перемещения пассажиров в узле Ладожского вокзала, разработал имитационную модель и с её помощью нашёл решения, как значительно сократить время пересадки. Студент в полной мере использовал знания, полученные в ходе обучения, грамотно применил их для решения поставленной задачи. На защите ВКР мы будем рекомендовать его методику для использования на других пересадочных узлах города», – отметил Андрей Горев.
Магистрант кафедры транспортных систем Евгений Козлов в рамках выпускной квалификационной работы сформулировал факторы для эффективного функционирования каршеринга в мегаполисе. Актуальность этого направления связана с ростом спроса на данную услугу. Выпускник изучил теоретический материал, проанализировал систему каршеринга в России и за рубежом и на основании полученных данных выделил следующие факторы эффективности каршеринга: социальный (влияние параметров пользователя, его требований, осведомлённости потребителей о каршеринговых услугах и доступности каршеринговых сервисов); технологический (влияние схемы коммутации между потребителями, собственниками, диспетчерами, включая доступность, понятность и простоту использования сервисов); фактор конкурентоспособности (влияние ценовой политики поставщика услуги); фактор перспективного развития (влияние перспектив и целесообразности развития данной услуги на конкретном рынке).
На примере одной из компаний магистрант разработал рекомендации по повышению эффективности с учётом этих факторов. В системе управления рекомендуется создать департамент технического развития, в функции которого должны войти исследования потребительских настроений, сбор данных о социальных характеристиках пользователей услуги, оценка осведомлённости потенциальных клиентов о возможностях использования каршеринга.
Научный руководитель Евгения – доцент кафедры транспортных систем, к. э. н. Светлана Сханова высоко оценивает исследование студента: «Каршеринг как новый вид городского транспорта отличается целым рядом преимуществ и для автомобилистов, и для пешеходов, и для транспортной инфраструктуры, поскольку позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство (один автомобиль в таком случае может заменить десять личных), а также обладает высокой степенью доступности. Эффективность развития этой системы в значительной степени зависит от учёта при его организации условий функционирования, в связи с чем работа Евгения Козлова несомненно, актуальна.
Научная новизна работы состоит в совершенствовании методического обеспечения для повышения эффективности системы каршеринга. Тема интересна и перспективна как в научном, так и в прикладном аспектах», – отметила она.