Top.Mail.Ru
En
Все новости

Выпускницы кафедры техносферной безопасности создают новые методики для обучения безопасному труду

Текст: Татьяна Петрова

23 июня 2020

18 и 19 июня в СПбГАСУ состоялся выпуск магистров и бакалавров направления 20.00.00 «Техносферная безопасность». Три магистерские диссертации и две бакалаврские выпускные квалификационные работы посвящены новому парку безопасности в Красном Селе, который создан в рамках международного проекта SAFECON – составной части Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014–2020», финансируемой Европейским союзом, Российской Федерацией и Финляндской Республикой.

Анастасия Шарова. Процентное распределение несчастных случаев по виду экономической деятельности за 2018 и 2019 гг. (ВКР Анастасии Шаровой)

Бакалавр Анастасия Шарова разработала инструменты для совершенствования компетенций строительного персонала в области охраны труда с использованием модулей интерактивного обучения. Тема заинтересовала Анастасию своей новизной: в первом в России парке безопасности применяются новейшие информационные технологии. Анастасии хотелось внести свой вклад в их развитие.

– Уровень травматизма в строительстве по-прежнему очень высок. Во многом это зависит от качества обучения охране труда. Предлагаемая мною методика основана на современных и инновационных решениях, что позволит вывести процесс обучения на новый, более качественный уровень и, как следствие, будет способствовать резкому снижению уровня травматизма в строительстве. Я провела испытания, уделив особое внимание степени вовлечённости аудитории в учебный процесс. Особенно запомнилось тестирование VR-системы, которая позволяет погрузиться в высоко детализированную виртуальную среду, – рассказала Анастасия.

Заведующий кафедрой техносферной безопасности СПбГАСУ, кандидат военных наук, доцент Виталий Цаплин отмечает:

– Разработанные Анастасией методические материалы на базе модулей интерактивного обучения предназначены для подготовки специалистов, выполняющих отделочные, столярные работы и работы на высоте с использованием строительного подъёмника, и направлены на формирование у них безопасной поведенческой модели. В долгосрочной перспективе это позволит снизить показатели травматизма и профессиональных заболеваний в строительной сфере.

Екатерина Козачкова. Чек-лист квалифицированного специалиста (автор – Екатерина Козачкова)

Бакалавр Екатерина Козачкова разработала методику для совершенствования компетенций в области охраны труда с использованием модулей интерактивного обучения при подготовке специалистов по земляным, сварочным и бетонным работам.

– Высокий травматизм в строительстве ведёт к убыткам для предприятий отрасли и снижает их привлекательность как работодателей. По данным Минтруда России, хотя в 2019 году число несчастных случаев на стройках по сравнению с 2018 годом и снизилось на 9 процентов, эта сфера сохраняет печальное первенство среди экономических отраслей: за 11 месяцев минувшего года произошло 4078 несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, погибли 1018 человек, – рассказала Екатерина.

По её мнению, благодаря предложенной методике каждый обучающийся сможет понять, для чего нужны различные средства индивидуальной и коллективной защиты, от чего они защищают и к чему может привести их отсутствие, увидеть собственными глазами, что даже на первый взгляд незначительные нарушения могут повлечь серьёзные последствия.

Автор ставила целью разработать эффективную методику обучения, предложить методы и принципы проведения занятий, проверки знаний, разработать материал, который можно будет применять при обучении целевых групп. Первоочередное внимание уделялось практическим занятиям, так как именно они будут формировать безопасную поведенческую модель на рабочем месте.

Виталий Цаплин подчёркивает следующие особенности ВКР Екатерины Козачковой:

– Самым сложным было создать методику проверки эффективности предложенного обучения. Для этого Екатерина изучила мировой опыт и выбрала наиболее действенные методы оценки такой эффективности.

Магистрантка Анна Егорова разработала техническое задание на проектирование модели среды обучения «Электросварочные работы». Анна уверена, что это очень актуальная тема: согласно трудовому законодательству РФ, все работники строительной отрасли должны знать нормы техники безопасности. Подобная осведомленность не только позволяет работодателю оставаться в правовом поле, но и минимизирует издержки: сокращается количество компенсаций, уменьшается время на поиск замены для пострадавших на производстве.

– SAFECON заинтересовал меня ещё в бакалавриате. Мне захотелось принять участие в новом и перспективном проекте, содействовать его практической реализации. На мой взгляд, студенту довольно сложно найти область знаний, в которую он смог бы внести свой интеллектуальный вклад. Этого, в общем-то, и не требуется: при защите выпускной работы достаточно продемонстрировать свою квалификацию и интерес к выбранной теме. Но мне хотелось большего, и тема парка безопасности в силу её новизны и практической ориентированности показалась мне весьма подходящей и соответствующей моим целям. Такой она мне кажется до сих пор, поэтому я продолжила работу по ней в магистратуре, – рассказала Анна Егорова.

Виталий Цаплин отмечает:

– Анна Егорова тщательно проанализировала имеющиеся методы обучения и ситуацию с производственным травматизмом в Санкт-Петербурге, а также непосредственно понаблюдала за выполнением электросварочных работ. Идентифицировав таким образом характерные для электросварки вредные и опасные факторы и причины их возникновения (характер используемого оборудования, методы работы), Анна написала сценарий развития травмоопасной ситуации при выполнении электросварочных работ, который лёг в основу технического задания на создание модуля интерактивного обучения.

По словам Виталия Цаплина, ВКР и магистерские диссертации на тему SAFECON создавались в СПбГАСУ ещё на стадии подачи заявки на получение гранта на проект. Так, в 2016 г. выпускница магистратуры Светлана Репецкая разработала стратегию и логико-структурную модель проекта, а Юлия Юдина в своей бакалаврской работе создала прообраз современного, сегодня уже реально действующего модуля интерактивного обучения «Отделочные работы». Обе диссертации были успешно представлены на молодёжном конкурсе в Сочи в рамках Всероссийской недели охраны труда.

За весь период студенты СПбГАСУ выполнили и защитили шесть магистерских диссертаций и восемь бакалаврских работ по этой теме; лучшие из них отмечены дипломами и грамотами. Большой интерес к этим работам со стороны профессионального сообщества свидетельствует, что нашим студентам успешно удаётся трансформировать свои знания в практическую плоскость.

Студенты кафедры техносферной безопасности продолжают развивать проект SAFECON. Инновационная обучающая среда, созданная при активном участии предыдущих поколений выпускников, требует качественного, практически ориентированного наполнения, позволяющего формировать безопасные поведенческие модели у работников различного профиля: это и программы обучения, и материалы для лекций и практических занятий, и методы проверки знаний. Новаторский подход к обучению строительного персонала правилам охраны труда требует новых решений, но студенты кафедры не боятся трудностей и с энтузиазмом обращаются к этой теме.