Научная деятельность кафедры наземных транспортно-технологических машин
История научной деятельности кафедры начинается с сотрудничества с ведущими промышленными предприятиями и строительными организациями в послевоенный период. Научным руководителем кафедры «Строительные, дорожные и подъемно-транспортные машины» и её же первым заведующим был профессор А. Г. Давидсон. Основным результатом первой научно-исследовательской работы (НИР) стали предложения по рациональному выбору средств механизации строительства комплекса сооружений Череповецкого металлургического комбината. В дальнейшем, в 1950-х гг., начались работы по созданию новых конструкций машин на основе углубленных теоретических и экспериментальных исследований, которые явились базой для подготовки многих кандидатских диссертаций (разработаны новые машины – пенобетоносмеситель непрерывного действия, пневморазгрузчик цемента).
Наиболее значимые научные исследования и разработки в период 1950–1997 гг. были посвящены следующим вопросам:
- созданию нового оборудования для обработки арматурной стали и изготовления арматурных каркасов ЖБИ;
- теоретическим и экспериментальным исследованиям процесса заглаживания поверхности изделий (разработка и внедрение в производство новых заглаживающих машин и приборов для измерения параметров шероховатости поверхности бетона);
- созданию оборудования для обогащения природных каменных материалов «сухим» способом (круглогодичный выпуск высококачественных заполнителей бетона, что позволило организовать безотходное производство, улучшить экологические условия работы предприятий, снизить себестоимость продукции);
- созданию оборудования для формования изделий и уплотнения бетонных смесей, виброплощадок;
- повышению надежности гидропривода строительных машин;
- очистке рабочей жидкости гидропривода от механических примесей;
- повышению надежности гидроцилиндров и, в частности, их уплотнительных устройств;
- диагностированию гидропривода и его основных агрегатов – насосов, цилиндров, распределителей;
- разработке предложений по организации централизованного технического обслуживания парков строительных машин и обеспечению их запасными частями;
- развитию направления и разработок средств малой механизации – ручного механизированного инструмента и переносных строительных машин, преимущественно для отделочных работ.
В настоящее время научная деятельность кафедры осуществляется по 15 приоритетным направлениям и нашла отражение в изданных монографиях, учебных пособиях, сборниках научных трудов, выступлениях на научных и научно-практических конференциях международного, всероссийского и городского уровней, выполненных и защищенных диссертационных исследованиях преподавателей и аспирантов кафедры, активной научной работе студентов.
28–30 сентября 2016 г. при активном участии кафедры была организована Международная конференция «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах», сборник которой был опубликован издательством Elsevier в журнале «Transportation Research Procedia», индексируемом в базе цитирования Scopus.