Разработка концепции интеллектуальных транспортных систем. 2015–2016 гг., руководитель А. И. Солодкий
Рассмотрены научно обоснованные методы и разработаны рекомендации по развитию сервисов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в следующих областях:
- управление дорожным движением;
- управление процессами перевозок грузов и пассажиров;
- логистика;
- управление транспортными организациями;
- бортовые электронные системы автотранспортных средств.
Цель работы – создание концепции по развитию интеллектуальных транспортных систем для повышения эффективности транспортного обслуживания. Научная и практическая ценность результатов заключается в использовании многокритериального анализа влияния сервисов ИТС на повышение эффективности транспортного обслуживания и в разработке практических рекомендаций по использованию сервисов ИТС в транспортных системах.
Исследования программных продуктов для математического моделирования транспортных потоков при разработке комплексных схем организации дорожного движения и проектов автоматизированных систем управления дорожным движением. 2014–2016 гг., руководитель А. И. Солодкий
Цель работы – повышение качества проектов в сфере организации дорожного движения (ОДД) за счёт широкого применения современных программных продуктов для моделирования транспортных потоков; анализ математического аппарата и программного обеспечения, представленного на рынке, для решения задач ОДД.
Выполнен анализ программных продуктов, используемых для математического моделирования транспортных потоков при разработке комплексных схем организации дорожного движения и построении автоматизированных систем управления дорожным движением, исследованы возможности и подготовлены предложения по повышению эффективности проектирования в сфере ОДД на основе математического моделирования транспортных потоков. Разработаны рекомендации по различным аспектам применения современного программного обеспечения при моделировании и прогнозировании характеристик транспортных потоков, по оценке эффективности различных мер и методов ОДД с применением математических моделей транспортного потока. Подготовлены предложения по нормативному и методическому обеспечению использования программных продуктов при проектировании в сфере ОДД.
Разработка рекомендаций по повышению эффективности транспортных систем на основе использования технологий телематики. 2015–2016 гг., руководитель А. И. Солодкий
Объект исследования – транспортные системы в области управления дорожным движением, управления процессами перевозок грузов и пассажиров, управления транспортными организациями, в области логистики и в области бортовых электронных систем автотранспортных средств. Цель работы – создание методов для повышения эффективности транспортных систем на основе технологий телематики и рекомендаций по их применению. Разработаны методика оценки эффективности новых телематических технологий в транспортных системах и практические рекомендации по использованию телематических технологий на транспорте.
Разработка концепции по интеграции существующих и перспективных автоматизированных систем для организации дорожного движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2015 г., руководитель А. И. Солодкий
Разработан единый алгоритм для управления транспортными потоками на стыках магистралей различного ведомственного подчинения, основанный на информационном обмене и технологическом объединении существующих и перспективных автоматизированных систем управления дорожным движением в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Создано концептуальное, комплексное решение по информационному и технологическому объединению (интеграции) существующих автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) различного ведомственного подчинения и технического (функционального) состава для обеспечения оптимальных и безопасных условий движения транспортных потоков в районах стыков улично-дорожной сети Санкт-Петербурга и трасс (магистралей) Ленинградской области, а также магистралей федерального и иного подчинения (КАД, ЗСД и т. д.).
Исследование особенностей и развитие научно-методической базы для подготовки студентов по направлению 190700 на основе специальных компетенций. 2014 г., руководитель А. И. Солодкий
Цель работы – подготовка научно-методических материалов, основанных на современном уровне и перспективах развития отрасли, и рекомендаций по совершенствованию подготовки студентов по направлению 190700. Методологической основой послужила теория управления дорожным движением и транспортными потоками с учётом развития геоинформационных технологий.
Разработка программы по развитию наземного рельсового транспорта, соединяющего центральные районы Санкт-Петербурга и новые зоны развития городской агломерации (с учётом возможности для реализации по схеме государственно-частного партнёрства). 2014 г., руководитель А. Э. Горев
Работа включала в себя оценку потребности в транспортном обслуживании жителей петербургской агломерации, анализ использования различных видов транспорта для обеспечения потребностей населения, обоснование создания системы легкорельсового транспорта в агломерации и определение приоритетных направлений по строительству линий ЛРТ на направлениях Санкт-Петербург – Ленинградская область.
Комплексная схема по организации дорожного движения в исторической части Санкт-Петербурга (территория, ограниченная р. Невой и р. Фонтанкой). 2014 г., руководитель А. И. Солодкий
В работе дана характеристика работы наземного пассажирского транспорта (НПТ) в рассматриваемом ареале: систематизированы основные показатели, характеризующие систему НПТ (маршруты пассажирских перевозок различных видов НПТ, их протяжённость, средние эксплуатационные скорости, интервалы движения, количество подвижного состава по классам и по маршрутам, среднесуточные объёмы перевозки пассажиров и т. д.). Проведён анализ влияния работы НПТ на транспортную ситуацию в границах проектирования. На основании приведённых характеристик сделаны выводы о существующем положении работы НПТ в зоне проектирования. На основании характеристики маршрутной и транспортной сети НПТ и степени его влияния на транспортную ситуацию в зоне проектирования разработаны предложения по обеспечению приоритетных условий движения.
Технико-экономическое обоснование обособления трамвайных путей на Благодатной ул., ул. Салова и Расстанной ул. 2014 г., руководитель А. Э. Горев
Цель работы – исследование целесообразности обособления трамвайных путей на Благодатной ул., ул. Салова и Расстанной ул. Санкт-Петербурга для повышения эффективности работы трамвая и снижения времени доставки пассажиров. Для того чтобы принять решение о целесообразности выделения приоритетной полосы и о пропуске по обособленной полосе только трамваев или всего наземного пассажирского транспорта общего пользования (НПТОП), включая безрельсовый транспорт, произведён анализ транспортной ситуации в районе улично-дорожной сети, планируемой для выделения приоритетной полосы, анализ технико-эксплуатационных показателей работы НПТОП, анализ существующих задержек НПТОП, оценка объёмов перевозки пассажиров различными видами НПТОП. Разработаны проектные решения по реализации приоритетного движения трамваев.
Комплексные исследования с применением методов математического анализа в области систематизации и оценки эффективности средств повышения и контроля безопасности дорожного движения, в том числе разработка типовых решений и макетов для практического внедрения наиболее эффективных средств в профилактику ДТП на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. 2014 г., руководитель М. А. Керимов
Изучена эффективность технических средств организации дорожного движения, опробована методика оценки эффективности их применения в пилотных регионах, а также изучена деятельность подразделений, учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию административной процедуры контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации (далее – САФ). Проведён сравнительный анализ функциональных возможностей программного обеспечения, используемого центрами автоматической фиксации административных правонарушений в субъектах Российской Федерации, а также сравнительный анализ применяемых в стране САФ и средств автоматической фиксации «средней скорости движения» транспортного средства с разработкой методики применения САФ.
Методика поисковых исследований испытаний вариатора с параллельным потоком мощности. 2014 г., руководитель Р. Н. Сафиуллин
Разработанная методика включает проверку функциональности и работоспособности оригинального вариатора с параллельным потоком мощности при ступенчатом изменении числа оборотов без нагрузки и с нагрузкой с определением динамики изменения крутящих моментов, передаточных отношений трансмиссий и кпд; при постоянной нагрузке и ступенчатом изменении оборотов входного вала с определением динамики изменения крутящих моментов, передаточных отношений трансмиссий; при постоянных максимальных оборотах и переменном крутящем моменте на выходном валу с определением динамики изменения крутящих моментов, передаточных отношений трансмиссий. Выполнена апробация на опытном образце и усовершенствован автоматизированный стенд испытаний двигателей внутреннего сгорания.
Исследование качества свечей зажигания серийной продукции NGK моторным методом и разработка методов их диагностирования. 2014 г., руководитель Р. Н. Сафиуллин
Разработанная методика содержит последовательность диагностирования с указанием условий проведения и показателей для сравнения свечей зажигания после их испытания, имеет малую трудоёмкость и предусматривает испытания в лабораторных условиях на двигателе внутреннего сгорания одной из распространённых моделей из числа эксплуатирующихся на легковых автомобилях. В общем составе оценочных показателей использованы: напряжение зажигания, крутящий момент, мощность двигателя, расход топлива. Апробация разработанной методики представляет собой сравнение результатов испытаний бывших в эксплуатации и новых свечей зажигания.
Концепция транспортного обеспечения посёлка Новоселье, входящего в состав муниципального образования «Аннинское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области. 2013 г., руководитель А. И. Солодкий
Разработана схема транспортного обеспечения территории проектирования на 2020, 2025 и на 2033 г. Определены необходимые параметры улиц и основных проездов в границах проектирования на 2020, 2025 и на 2033 г. на основании результатов транспортного моделирования. Разработаны принципиальные схемы ответственных транспортных узлов в границах территории проектирования, включая подключение к сети внешних дорог, с разбивкой на этапы реализации. Произведено имитационное моделирование транспортных потоков в ответственных транспортных узлах в границах территории проектирования с целью обоснования предложенных схем транспортных узлов с точки зрения максимального обеспечения спроса на передвижения в узле и уровней загрузки.
Разработка программы развития интеллектуальной транспортной системы Санкт-Петербурга. 2013 г., руководитель А. И. Солодкий
Выполнена характеристика транспортного комплекса Санкт-Петербурга, произведено зонирование подсистем интеллектуальной транспортной системы (ИТС), разработаны предложения для реализации пилотного проекта, выбраны критерии введения приоритетного проезда транспорта общего пользования, определён состав мероприятий по развитию ИТС и разработаны требования к отдельным подсистемам ИТС, а также методические рекомендации по размещению периферийного оборудования ИТС.
Инновационные методы развития транспортных систем. 2013 г., руководитель А. И. Солодкий
Цель – разработка научно-обоснованных рекомендаций по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга на инновационной основе. Рассматриваются инновационные методы развития транспортных систем по следующим направлениям:
- развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) крупных городов;
- развитие систем транспорта общего пользования в крупных городах;
- разработка концептуальной модели транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга для среды ГИС ArcGIS;
- инновационное развитие логистических систем;
- разработка современных компьютерных технологий для групп сервисов ИТС «Конструкция транспортных средств».
В составе работы по указанным направлениям выполнены:
- анализ современного состояния и проблем развития транспортных систем;
- анализ исходных данных и нормативной документации, оценка модельной базы и направлений развития указанных подсистем;
- определение основных направлений развития транспорта на инновационной основе;
- подготовка предложений по инновационному развитию рассматриваемых подсистем.
Результаты НИР: концептуальные модели отдельных подсистем транспортной системы Санкт-Петербурга и предложения по инновационному развитию рассматриваемых подсистем.
Концепция развития городского пассажирского транспорта в городском округе Тольятти. 2013 г., руководитель А. Э. Горев
В рамках выполненной работы проведён анализ действующей маршрутной сети муниципального пассажирского транспорта городского округа Тольятти, в том числе оценка уровня дублирования маршрутов, проведены исследования пассажирооборота на остановочных пунктах. На основании выполненного анализа сформированы предложения по оптимизации действующей маршрутной сети с расчётом необходимого количества единиц и типа (вместимости) подвижного состава по каждому маршруту, предложения по разработке перспективной маршрутной сети с учётом развития улично-дорожной сети на периоды до 01.07.2014, до 01.07.2019 и до 01.07.2024.
Разработка концепции развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2020 г. 2013 г., руководитель А. Э. Горев
Основной акцент сделан на детальной проработке вопроса прогнозирования объёмов перевозки пассажиров и спроса на перевозки грузов различными видами транспорта на территории Ленинградской области с применением методов математического моделирования. Ключевым разделом работы является формирование перечня первоочередных мероприятий, реализуемых в среднесрочной перспективе – 2014–2016 гг., а также формирование целевых показателей реализации концепции.
Определение (расчёт) размера вреда, наносимого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, с методикой обоснования. 2012 г., руководитель Р. Н. Сафиуллин
Предложена методика для определения вреда от проезда тяжеловесных автотранспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга. Рассмотрены относительные доли вреда от снижения несущей способности дорожных конструкций и из-за повышенного износа дорожных покрытий. Обоснована допустимая погрешность при определении вреда и показано незначительное влияние износа покрытий на общую величину вреда от проезда тяжеловесного транспортного средства. Предложена корреляционная зависимость для определения вреда при разной несущей способности дорожных конструкций и степени превышения осевыми нагрузками транспортного средства допустимых величин.
Разработка рекомендаций по использованию троллейбусов с автономным ходом на основе систем накопления энергии производства Enerdel, Inc. в Санкт-Петербурге. 2012 г., руководитель А. Э. Горев
В работе приводится краткая характеристика маршрутной сети наземного пассажирского транспорта и перспективы её развития, разработаны рекомендации по эффективному использованию троллейбусов с автономным ходом в системе городского пассажирского транспорта, произведён расчёт экономической эффективности разработанных рекомендаций, произведена оценка эффективности для перевозчика замены автобусов троллейбусом с автономным ходом.
Разработка Программы совершенствования маршрутной сети автобусного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга на 2011–2015 годы. 2011 г., руководитель А. Э. Горев
В рамках данной работы проведены обследование и анализ состояния существующей транспортной инфраструктуры, анализ перспектив градостроительного развития, приведены данные по существующей маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта и пассажиропотокам. Предложен механизм обновления базы данных в программе для транспортного планирования и прогнозирования «VISUM», а также приведён анализ существующей базы данных по маршрутной сети в этом программном комплексе. На основе анализа существующей транспортной инфраструктуры наземного пассажирского транспорта разработаны предложения по оптимизации использования конечных станций и разворотных колец городского пассажирского транспорта, по строительству новых конечных станций и по комплексной реконструкции конечных станций, в том числе по реконструкции площадок межрейсового отстоя (твёрдое покрытие, разметка, ограждение, средства организации движения), по ремонту площадок межрейсового отстоя, по ремонту зданий диспетчерских. На основании анализа существующей маршрутной сети автобусного транспорта сформулированы общие принципы изменения и развития маршрутной сети, разработаны схемы перспективного развития маршрутной сети автобусного городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования до 2015 г. Разработан комплекс мероприятий по переводу всех коммерческих автобусных маршрутов в режим работы по регулируемому тарифу. Сформирована адресная программа развития инфраструктуры ГПТ, в том числе программа приведения в нормативное состояние линейной инфраструктуры ГПТ.
Разработка долгосрочной целевой программы повышения безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013–2016 гг. 2011 г., руководитель Е. М. Олещенко.
Цель – разработка долгосрочных целевых программ для повышения безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, способных обеспечить снижение числа дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Практической и научной ценностью этой работы являются предложенные способы для улучшения координации различных структур, обеспечивающих безопасность дорожного движения, для снижения числа погибших и раненых на автомобильных дорогах.
Проектирование системы для ограничения доступа грузового транспорта в Санкт-Петербург на Выборгском шоссе. 2011 г., руководитель А. Э. Горев
Проект реконструкции пункта весового контроля (ПВК) в посёлке Осиновая Роща на въезде в Санкт-Петербург. Работа включала в себя транспортное обследование, проектирование системы автоматизированного управления движением через ПВК, разработку алгоритма работы ПВК, а также полного комплекта исполнительной документации, необходимой для реконструкции. Проектные решения оценивались при помощи имитационного моделирования в специализированном программном комплексе.
Разработка научно-обоснованных предложений по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 г. (в части общественного транспорта). 2011 г., руководитель А. Э. Горев
Объект исследования – транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включающая транспортную инфраструктуру и маршрутную сеть городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования. В работе собраны и проанализированы данные о функционировании транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На основе проведённого анализа сформулированы научно-обоснованные предложения по изменению и развитию маршрутной сети городского и пригородного пассажирского транспорта, предложения по оптимизации использования транспортной инфраструктуры и по её комплексному использованию различными видами городского и пригородного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Разработка транспортного плана проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Санкт-Петербурге. 2011 г., руководитель А. Э. Горев
Анализ опыта транспортного обслуживания и обзор проблем, связанных с организацией транспортного обеспечения крупномасштабных спортивных соревнований и инновационных методов их решения. Выполнен анализ параметров расселения по группам пользователей (спортсмены, зрители, обслуживающий персонал, журналисты и т. п.), способов передвижения, возможных маршрутов, ограничений по времени и объёмов передвижения по видам транспорта, анализ возможностей и качества перевозок при использовании имеющейся транспортной инфраструктуры с прогнозом их состояния к 2018 г. (улично-дорожная сеть, характеристики маршрутов и качества подвижного состава общественного транспорта и т. п.). Сформирована характеристика существующей транспортной ситуации в зонах перемещения пользователей. Построена транспортная имитационная модель обслуживания пользователей. Выполнен прогноз транспортных потоков, обусловленных транспортным обслуживанием мероприятий ЧМ-2018 с учётом прогноза загрузки улично-дорожной сети и общественного транспорта. Разработаны предложения по совершенствованию транспортной инфраструктуры, включая общественный транспорт, для обеспечения транспортного обслуживания ЧМ-2018.
Технико-экономическое обоснование восстановления трамвайного маршрута от пл. Репина до Сенной пл. 2011 г., руководитель А. Э. Горев
В работе проанализирована существующая ситуация, проведены 4 срезовых обследования (утреннего и вечернего часа пик и дневного периода в будний и выходной день) пассажиропотока по Садовой ул. Санкт-Петербурга: пересечение Лермонтовского пр. и Садовой ул.; пересечение Садовой ул. с пер. Бринько; пересечение Садовой ул. с Никольским пер.; Сенная пл. у канала Грибоедова. Сформулированы предложения по восстановлению трамвайного маршрута, произведён расчёт режимов обслуживания трамвайного маршрута на 2010 и 2015 г., обосновано необходимое количество подвижного состава; произведена оценка затрат на обслуживание маршрута и доходов от перевозки пассажиров. Разработаны предложения по дальнейшему развитию трамвайного движения от Садовой ул. до станции метро «Нарвская» и на Васильевский остров.
Моделирование транспортных потоков на улично-дорожной сети, прилегающей к деловому центру «Невский центр» компании «Стокманн». 2010 г, руководитель А. Э. Горев
Транспортное обследование, включающее сбор данных о транспортных и пешеходных потоках в пиковый период (вечер буднего дня) в объёме, необходимом для построения имитационной модели, о геометрических параметрах улично-дорожной сети района, существующей схеме организации дорожного движения и параметрах светофорного регулирования, о параметрах работы городского общественного транспорта. Построена имитационная компьютерная модель рассматриваемого участка в существующем варианте. Проведена калибровка модели по параметрам транспортных потоков (скорость, длина очередей и др.). Внесены предложенные в маркетинговых исследованиях изменения в построенную модель. Проведены серии экспериментов на модели с целью определить набор мероприятий по организации дорожного движения, которые ликвидируют возможное негативное влияние на транспортную ситуацию внесённых изменений. Приведены результаты анализа результатов моделирования с отображением предлагаемых мероприятий на принципиальной схеме организации дорожного движения.
Разработка разделов проектной документации «Организация движения поездов» по объекту «Линия легкорельсового транспорта, соединяющая центр города с аэропортом "Пулково"». 2010 г., руководитель А. Э. Горев
В работе приведён расчёт режимов движения по участкам транспортной сети по линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) и по трамвайной сети. Проведён анализ спроса на пассажирские перевозки. Определена пропускная способность и провозная возможность линии ЛРТ и трамвайной сети. Разработаны предложения по оптимизации маршрутной сети с уточнением количества и мест расположения остановочных пунктов. Разработаны рекомендации по изменению маршрутной сети автобусов и троллейбусов в зоне тяготения ЛРТ. Приведён расчёт режимов обслуживания существующей и предлагаемой маршрутной сети на 2013, 2025 и 2045 г., в том числе определены необходимые интервалы движения, вместимость поездов и необходимое количество подвижного состава. Выполнен расчёт режимов выпуска и возврата поездов с линии, произведена оценка целесообразности введения укороченных рейсов. Разработаны мероприятия для устранения нарушения графика движения, а также предложения по расположению обгонных путей и стрелочных переводов на встречный путь.
Исследование возможностей транспортной инфраструктуры в районе Ладожского вокзала на предмет размещения здания общественно-делового назначения в границах квартала 17-В. 2010 г., руководитель А. Э. Горев
В работе проведено транспортное обследование, обследование условий движения, выявлены пиковые периоды. Приведена краткая характеристика объекта и прилегающей территории, а также маршруты общественного транспорта и основные центры притяжения в рассматриваемом районе. Построена имитационная модель объекта. Проведена оценка перспективного уровня транспортной нагрузки на рассматриваемый район. Выявлены изменения в транспортной инфраструктуре города, влияющие на ситуацию в рассматриваемом районе. Приведён прогноз транспортной нагрузки. Приведены результаты анализа условий движения после введения в эксплуатацию объектов нового строительства. Рассмотрена характеристика объектов нового строительства, на основе которой произведена оценка влияния объектов строительства на транспортную ситуацию.