Родился 1 марта (13 марта) 1845 г. в Харькове в семье известного инженера путей сообщения.
В 1862 г. с золотой медалью окончил Таганрогскую гимназию и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который закончил в 1867 г. Был оставлен в вузе в качестве репетитора кафедры строительной механики. Экстраординарный профессор (1873), ординарный профессор, заведующий кафедрой и механической лабораторией института (1878). Статский советник (1887). Действительный статский советник (1888). Старший делопроизводитель в канцелярии Временного управления казённых железных дорог Министерства путей сообщения (1888), там же состоял чиновником по особым поручениям (1891). Член Инженерного совета Министерства путей сообщения (1892–1917). Президент Международного общества испытания материалов (с 1912).
Активно занимался педагогической деятельностью: преподавал строительную механику и строительное искусство в Горном институте (1869–1872) и в Институте гражданских инженеров (1889–1894), был членом Совета ИГИ (1899). Преподавал строительное искусство в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1899–1917) и на Высших женских политехнических курсах (1906). Избран действительным членом Академии художеств (1895), присвоено звание заслуженного профессора Института инженеров путей сообщения (1897).
Практическая деятельность выразилась главным образом в составлении проектов, реконструкции и строительстве мостов. В 1869 г. Н. А. Белелюбского приглашают в Главное общество железных дорог для разработки способа быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без перерыва движения поездов на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Работа продолжалась в течение 11 лет, всего было перестроено до 70 мостов.
В течение нескольких десятилетий возглавлял развитие мостостроения в России. По его проектам построено более 100 мостов общей протяжённостью свыше 17 км, в том числе крупные металлические железнодорожные мосты через Волгу, Днепр, Обь, Белую, Ингулец и др. Внёс существенные улучшения в конструкции металлических пролётных строений. В Институте инженеров путей сообщения в Петербурге основал первую в России лабораторию по испытанию строительных материалов. Большая заслуга принадлежит Белелюбскому в изучении механических свойств железобетона (1886–1891). Под его руководством были разработаны (1905–1908) нормы и технические условия для железобетонных работ. Первым применил для строительства мостов литую сталь – материал значительно более прочный, чем применявшееся в то время железо.
«Курс строительной механики» (1885), подготовленный Николаем Аполлоновичем, долгое время был самым популярным учебником для студентов и настольной книгой многих инженеров.
Н. А. Белелюбский – автор 70 научных трудов, изданных на русском и иностранных языках.
Получил признание не только в России, но и за рубежом. В Германии Н. А. Белелюбскому было присвоено звание почётного доктора технических наук, во Франции – почётного члена Общества гражданских инженеров, в Британии – почётного члена Бетонного института.
Скончался 4 августа 1922 г. в Петрограде. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1862 г. с золотой медалью окончил Таганрогскую гимназию и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который закончил в 1867 г. Был оставлен в вузе в качестве репетитора кафедры строительной механики. Экстраординарный профессор (1873), ординарный профессор, заведующий кафедрой и механической лабораторией института (1878). Статский советник (1887). Действительный статский советник (1888). Старший делопроизводитель в канцелярии Временного управления казённых железных дорог Министерства путей сообщения (1888), там же состоял чиновником по особым поручениям (1891). Член Инженерного совета Министерства путей сообщения (1892–1917). Президент Международного общества испытания материалов (с 1912).
Активно занимался педагогической деятельностью: преподавал строительную механику и строительное искусство в Горном институте (1869–1872) и в Институте гражданских инженеров (1889–1894), был членом Совета ИГИ (1899). Преподавал строительное искусство в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1899–1917) и на Высших женских политехнических курсах (1906). Избран действительным членом Академии художеств (1895), присвоено звание заслуженного профессора Института инженеров путей сообщения (1897).
Практическая деятельность выразилась главным образом в составлении проектов, реконструкции и строительстве мостов. В 1869 г. Н. А. Белелюбского приглашают в Главное общество железных дорог для разработки способа быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без перерыва движения поездов на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Работа продолжалась в течение 11 лет, всего было перестроено до 70 мостов.
В течение нескольких десятилетий возглавлял развитие мостостроения в России. По его проектам построено более 100 мостов общей протяжённостью свыше 17 км, в том числе крупные металлические железнодорожные мосты через Волгу, Днепр, Обь, Белую, Ингулец и др. Внёс существенные улучшения в конструкции металлических пролётных строений. В Институте инженеров путей сообщения в Петербурге основал первую в России лабораторию по испытанию строительных материалов. Большая заслуга принадлежит Белелюбскому в изучении механических свойств железобетона (1886–1891). Под его руководством были разработаны (1905–1908) нормы и технические условия для железобетонных работ. Первым применил для строительства мостов литую сталь – материал значительно более прочный, чем применявшееся в то время железо.
«Курс строительной механики» (1885), подготовленный Николаем Аполлоновичем, долгое время был самым популярным учебником для студентов и настольной книгой многих инженеров.
Н. А. Белелюбский – автор 70 научных трудов, изданных на русском и иностранных языках.
Получил признание не только в России, но и за рубежом. В Германии Н. А. Белелюбскому было присвоено звание почётного доктора технических наук, во Франции – почётного члена Общества гражданских инженеров, в Британии – почётного члена Бетонного института.
Скончался 4 августа 1922 г. в Петрограде. Похоронен на Новодевичьем кладбище.