Top.Mail.Ru
Бенуа Леонтий Николаевич
En

Бенуа Леонтий Николаевич

Должность

Архитектор, профессор, педагог, подготовивший целый ряд крупных архитекторов ХХ в. Академик архитектуры (1885), действительный статский советник (1895), действительный член императорской Академии художеств (1883), заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

Основные сведения

Родился 11 (23) августа 1856 г. в Петергофе в семье профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа.

Образование получил в Императорской академии художеств (1875–1879), закончил курс с большой золотой медалью. По окончании академии женился на М. А. Сапожниковой. Частью её приданого была картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», ныне известная как «Мадонна Бенуа». Брак оказался на редкость счастливым, в семье родилось восемь детей. На сегодняшний день потомков Бенуа насчитывается более 300 человек по всему миру.

Помимо архитектурной, делом жизни Леонтия Николаевича Бенуа была педагогическая деятельность. Занятия в школе Общества поощрения художеств он начал вести, ещё будучи студентом (1879–1884). Впоследствии преподавал курс архитектурного проектирования в Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927). Дважды занимал пост ректора в Высшем художественном училище при Академии художеств (1903–1906 и 1911–1917). Профессор в Академии художеств с 1892 г., профессор в Свободных художественных мастерских с 1918 г. Многие из его учеников в будущем стали известными архитекторами: А. Е. Белогруд, Н. В. Васильев, Н. Е. Лансере, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.

Редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). Основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников.

Известно около 60 архитектурных проектов Л. Н. Бенуа (сохранилось около 40 построек), большинство из которых в Санкт-Петербурге.

Л. Н. Бенуа был последователем историзма, одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов, знатоков стилей прошлого. Строил в разных стилях. Для его ранних работ характерно влияние французского классицизма (Придворная певческая капелла, 1886–1889). В начале XX в. от эклектики перешёл к неоклассицизму (Клинический повивальный институт на Менделеевской линии (1901–1904), доходный дом Первого российского страхового общества (1911–1914)). Выставочный корпус Русского музея, последнее сооружение мастера, впоследствии получил его имя – корпус Бенуа.

Один из создателей проекта преобразования Санкт-Петербурга совместно с М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым (1910–1913, не осуществлён).

Участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра (1904), Белый зал заседаний Мариинского дворца (1907–1908)). Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896–1908, по проекту Д. И. Гримма).

Удостоен императорских наград.

В 1921 г. Л. Н. Бенуа был арестован по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева», и лишь полгода спустя освобождён из тюрьмы. Умер архитектор 8 февраля 1928 г. Похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х гг. его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.