Родился 11 (23) августа 1856 г. в Петергофе в семье профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа.
Образование получил в Императорской академии художеств (1875–1879), закончил курс с большой золотой медалью. По окончании академии женился на М. А. Сапожниковой. Частью её приданого была картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», ныне известная как «Мадонна Бенуа». Брак оказался на редкость счастливым, в семье родилось восемь детей. На сегодняшний день потомков Бенуа насчитывается более 300 человек по всему миру.
Помимо архитектурной, делом жизни Леонтия Николаевича Бенуа была педагогическая деятельность. Занятия в школе Общества поощрения художеств он начал вести, ещё будучи студентом (1879–1884). Впоследствии преподавал курс архитектурного проектирования в Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927). Дважды занимал пост ректора в Высшем художественном училище при Академии художеств (1903–1906 и 1911–1917). Профессор в Академии художеств с 1892 г., профессор в Свободных художественных мастерских с 1918 г. Многие из его учеников в будущем стали известными архитекторами: А. Е. Белогруд, Н. В. Васильев, Н. Е. Лансере, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.
Редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). Основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников.
Известно около 60 архитектурных проектов Л. Н. Бенуа (сохранилось около 40 построек), большинство из которых в Санкт-Петербурге.
Л. Н. Бенуа был последователем историзма, одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов, знатоков стилей прошлого. Строил в разных стилях. Для его ранних работ характерно влияние французского классицизма (Придворная певческая капелла, 1886–1889). В начале XX в. от эклектики перешёл к неоклассицизму (Клинический повивальный институт на Менделеевской линии (1901–1904), доходный дом Первого российского страхового общества (1911–1914)). Выставочный корпус Русского музея, последнее сооружение мастера, впоследствии получил его имя – корпус Бенуа.
Один из создателей проекта преобразования Санкт-Петербурга совместно с М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым (1910–1913, не осуществлён).
Участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра (1904), Белый зал заседаний Мариинского дворца (1907–1908)). Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896–1908, по проекту Д. И. Гримма).
Удостоен императорских наград.
В 1921 г. Л. Н. Бенуа был арестован по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева», и лишь полгода спустя освобождён из тюрьмы. Умер архитектор 8 февраля 1928 г. Похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х гг. его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.
Образование получил в Императорской академии художеств (1875–1879), закончил курс с большой золотой медалью. По окончании академии женился на М. А. Сапожниковой. Частью её приданого была картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», ныне известная как «Мадонна Бенуа». Брак оказался на редкость счастливым, в семье родилось восемь детей. На сегодняшний день потомков Бенуа насчитывается более 300 человек по всему миру.
Помимо архитектурной, делом жизни Леонтия Николаевича Бенуа была педагогическая деятельность. Занятия в школе Общества поощрения художеств он начал вести, ещё будучи студентом (1879–1884). Впоследствии преподавал курс архитектурного проектирования в Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927). Дважды занимал пост ректора в Высшем художественном училище при Академии художеств (1903–1906 и 1911–1917). Профессор в Академии художеств с 1892 г., профессор в Свободных художественных мастерских с 1918 г. Многие из его учеников в будущем стали известными архитекторами: А. Е. Белогруд, Н. В. Васильев, Н. Е. Лансере, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.
Редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). Основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников.
Известно около 60 архитектурных проектов Л. Н. Бенуа (сохранилось около 40 построек), большинство из которых в Санкт-Петербурге.
Л. Н. Бенуа был последователем историзма, одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов, знатоков стилей прошлого. Строил в разных стилях. Для его ранних работ характерно влияние французского классицизма (Придворная певческая капелла, 1886–1889). В начале XX в. от эклектики перешёл к неоклассицизму (Клинический повивальный институт на Менделеевской линии (1901–1904), доходный дом Первого российского страхового общества (1911–1914)). Выставочный корпус Русского музея, последнее сооружение мастера, впоследствии получил его имя – корпус Бенуа.
Один из создателей проекта преобразования Санкт-Петербурга совместно с М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым (1910–1913, не осуществлён).
Участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра (1904), Белый зал заседаний Мариинского дворца (1907–1908)). Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896–1908, по проекту Д. И. Гримма).
Удостоен императорских наград.
В 1921 г. Л. Н. Бенуа был арестован по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева», и лишь полгода спустя освобождён из тюрьмы. Умер архитектор 8 февраля 1928 г. Похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х гг. его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.